В грузоподъемных работах почти всегда используется такой элемент такелажа как стропы. Они могут быть канатными, текстильными либо цепными. Для того, чтобы стропы обеспечивали безопасность подобных работ, их необходимо регулярно инспектировать. При выявлении нарушения целостности приспособлений они подлежат выбраковке и списанию. Браковка строп осуществляется на основании Правил охраны труда и других документов, в которых прописаны специальные правила и нормы.
Осмотр съемного такелажа проводят инженерно-технические специалисты. Они же принимают решение о возможности восстановления либо необходимости списания. Анализ пригодности строп осуществляется несколькими методами – наружным, внутренним и инструментальным. Результат осмотра заносится в специальный журнал за подписью лиц, в чью сферу ответственности входит данная процедура.
Если грузоподъемные приспособления применяются регулярно и часто, осматривать их нужно не реже, чем раз в 10 дней. Если же они используются от случая к случаю, осмотр строп целесообразно проводить непосредственно перед началом такелажных работ.
Важным параметром пригодности изделий к эксплуатации является маркировка. Она наносится на бирку, которая прикрепляется к приспособлению. В дальнейшем инженерный работник, осуществляющий проверку стропов, ориентируется на соответствие осматриваемого изделия данным, указанным на бирке. Маркировка наносится только после того, как успешно проведены испытания строп.
Нормы выбраковки стальных канатных строп
Эти грузоподъемные приспособления представляют собой одно- или многоветвевые, петлевые или кольцевые изделия, основой который является высокопрочный стальной канат.
В процессе осмотра таких строп ответственный работник обязан обратить внимание на:
- соответствие параметров и характеристик приспособления той информации, которая отображена на бирке;
- целостность, петель, сердечника, коушей;
- состояние наружных и внутренних прядей.
Поводом для браковки каната могут стать:
- непригодность к дальнейшей эксплуатации сердечника;
- износ внешних прядей более чем на 40%;
- уменьшение диаметра (вследствие коррозии – более 7%, от 3% – при некрутящемся тросе и 10% и более при деформации сердечника);
- повреждения коушей с одновременной утратой 15% толщины троса;
- деформация втулок и потеря более 10% толщины;
- смещение троса по отношению к фиксирующим его элементам;
- состояние, при котором из заплетки значительно выступают отдельные проволочные элементы;
- повышенная волнистость, заломы, перекручивания каната;
- повреждения, полученные вследствие воздействия экстремальных температур или электрических разрядов;
- в случае отсутствия бирки либо читаемой информации на ней.
Существуют определенные нормы обрывов в зависимости от длины каната. Если при осмотре выявлено их превышение, браковка тросанеизбежна. Вот эти нормы:
- для канатов длиной в 3 собственных диаметра – 4 обрыва;
- для изделий, длина которых равна 6 собственным диаметрам, – 6 обрывов;
- для тросов длиной в 30 собственных диаметров – 16 обрывов.
При этом, если износ наружных проволок каната определен на уровне 30% от его диаметра, а также если износ привел к уменьшению самого диаметра на 5 и более процентов, нормы, о которых мы говорим, делятся на два.
По каким параметрам бракуются цепные стропы
Цепной такелаж представляет собой группу изделий с основным несущим элементом в виде цепи из легированной стали облегченного типа 8 класса прочности. Определяют параметры повреждения строп нормативные документы, в которых прописаны правила, касающиеся этого типа такелажного оборудования.
Подход к осмотру и браковке таких строп имеет свои особенности. Для начала технический работник уделяет внимание:
- наличию бирки и ее соответствию изделию;
- состоянию элементов, соединяющих концы цепи с крюком и с общим звеном;
- форме, длине и диаметру каждого звена цепи.
Аргументами в пользу выбраковки могут стать следующие повреждения:
- любая выраженная деформация металла;
- механические, термические или иные повреждения – трещины, расслоения, вмятины, волосовины;
- истончение звеньев вследствие коррозии или износа на 10% и более;
- удлинение звена цепи на величину 3% или более от ее диаметра.
Также цепной строп подлежит списанию, если на нем отсутствует бирка, если бирка есть, а данных нет, либо если данные вызывают сомнения относительно того, действительно ли эта бирка принадлежит именно осматриваемому приспособлению.
Нормы браковки текстильных строп
Текстильные стропы – это разновидность съемного такелажного оборудования, конструктивно состоящая из широкой и прочной текстильной ленты, а также петель, крюков, скоб, захватов – в зависимости от разновидности изделия.
При осмотре с целью определения безопасности и целесообразности дальнейшей эксплуатации ленточных строп ответственный сотрудник обращает внимание на:
- целостность самой ленты, в том числе, прострочки, петель, соединений с элементами для захвата грузов;
- отсутствие критичных загрязнений, способных повлиять на качество и безопасность эксплуатации;
- наличие маркировки и ее соответствие паспортным данным изделия.
Выбраковываются текстильные стропы, которые не оснащены биркой с маркировкой или имеют:
- узлы либо поперечные разрывы;
- продольные порезы и порывы длиной более 50 мм общей длиной более 10% длины ленты;
- расслоения, превышающие установленные нормативы;
- крупные отдельные повреждения, в том числе, сквозные проколы и прожоги, длина которых превышает 10% ширины текстильной ленты;
- три и более сквозных повреждения, которые находятся друг от друга на расстоянии менее 10% ширины стропа;
- загрязнения строительными смесями, лакокрасочными изделиями и продуктами переработки нефти – если общая площадь таких загрязнений превышает половину площади ленты.
Каждый тип строп можно гарантированно безопасно использовать только на протяжении определенного периода. Так оптимальный срок эксплуатации канатов и текстильных строп при правильной транспортировке, хранении и применении составляет от 3 до 6 месяцев при работе в одну смену. Съемный такелаж цепного типа можно использовать на протяжении 18 месяцев. Стоит учесть, что гарантийный срок, который дает на свою продукцию производитель, всегда меньше реального периода эксплуатации.
После осмотра грузоподъемных приспособлений при подтверждении их непригодности к дальнейшему использованию составляется акт списания строп. Его подписывают несколько человек – технический работник, который осуществлял осмотр, руководитель и материально-ответственное лицо. В документе должен быть констатирован тот факт, что стропы не подлежат ремонту, восстановлению и дальнейшей эксплуатации.